Блог Академии Развития Человека "Родосвет"

Тема отношений всегда интересна, поскольку большинство женщин и мужчин стремятся обрести пару, семью и благодаря этому обрести счастье. Не всегда это получается гладко и сразу, но если приложить усилия и разобраться в себе и окружающих, это становится действительно возможным.

С древних времен, Ведающие люди - волхвы, браманы, ламы, и т.д, а в дальнейшем психологи, стремились помочь людям в этом непростом вопросе. Для этого использовалась астрология, прямое предвиденье, типирование – по стихиям в теле, линиям руки, особенностям психики и т.д.

Все мы разные, но если рассматривать людей в целом, всегда можно найти что-то общее, способ восприятия мира, шаблоны поведения и т.д.

Так в славянском ведическом искусстве творения пространства любви и гармонии в семье и обществе  «Родолад» (славянский фен-шуй) собран целый ряд разных классификаций людей – по варне (касте), по проявленным стихиям в теле, и по образу поведения.

 Если понятие варн и стихий уже достаточно знакомо, то понятие образа поведения (роли) мало освещено и слабо осознается, хотя как явление проявлено повсеместно. Обычно в народе эти роли (образы поведения) обозначаются как эпитеты к поведению человека.

Например женщина - заботливая, руководящая, праздная, вдохновляющая и т.д.

Давайте теперь поймем, за каждым этим образом поведения – стоят детские картинки поведения родителей и значимых взрослых, убеждения которые сложилисьна их основе и модели поведения которые являются их проявлением.

В конечном итоге образ поведения выливается в конкретные социальные роли- четкие модели поведения, которые проявляют как женщины так и мужчины.

Секрет в том, что наши отношения и семейное счастье напрямую зависят от сочетаемости или не сочетаемости  этих наших ролей. В 1993 году психолог Ева Весельницкая в своей книге «Женщина в мужском мире» описала эти модели поведения и предложила для них свои названия.

Эти обозначения прекрасно друг друга дополняют, поэтому мы будем использовать спаренную классификацию. Первое слово -традиционное (по Родоладу), второе название по типологии Евы Весельницкой.

Образ поведения зависит от того, в какой сфере деятельности человек чувствует себя наиболее комфортно, что вызывает максимальный творческий импульс и желание проявить себя то и будет отражать главную роль (социальную позицию) того или иного человека.

Главные женские роли: Заботливая (Хозяйка), Руководящая (Воин), Праздная (Приз) и Вдохновляющая (Муза).

Заботливая женщина (Хозяйка). Этот тип женщин получает огромное удовольствие от домашних дел, они любят свой дом и творят в нем уют. Занимаясь домашней работой, хозяйки при этом отдыхают и набираются сил.

 Женщина-Хозяйка лучше всего чувствует себя дома, поэтому любое место, где она подолгу бывает, она постарается превратить в дом: например, создаст уют на рабочем месте. При этом вовсе не обязательно, что она будет вести жизнь домохозяйки.

Главное, что ее подход ко всем сферам жизни будет именно хозяйским, заботливым. Она воспринимает  всю территорию, которая находится в сфере ее влияния как единое целое, за которое она несет ответственность, и подсознательно считает это кругом своих хозяйских обязанностей (заботы).

Это может быть дом, фирма, область или даже государство, если их возглавит Хозяйка сответствующего уровня – все будет обустраиватся.

Руководящая женщина (Воин). Женщина-воин устремлена больше вовне, а не вовнутрь. Это проявляется высокой социальной активностью и жизненными победами. Именно от этого она получает силу и вдохновение. Она умна, хитра и изворотлива, энергична и активна, всегда умет добиться своего. 

 Хозяйством заниматься не любит, и действует по принципу необходимо и достаточно. То есть дом — это не место уюта, это убежище после боя, укрытие, дзот, блиндаж. В нем может быть чисто и опрятно, но «холодно» и без излишних изыском, тут отдыхают, но «не живут».

Для нее главное – внешнее «бой». «Руководитель» пытается доминировать над домашними, поэтому муж у нее для «души», приготовить, сделать массаж, обеспечить тыл, или соратник по борьбе и отчасти конкурент.

Такие женщины сильны и независимы, если нужно умело используют свою красоту и женственность для достижения своих целей. Лучше всего проявляются на руководящих должностях, как собственники бизнеса, лидеры партий, государств и т.д

Праздная женщина (Приз). У такой женщины врожденная способность к самоподаче. Она умеет очень эффектно и в нужный момент подать и проявить себя, «знает себе цену». Приз организовывает пространство так, чтобы ее добивались, могли получить ее как «награду», а получив уже благодаря этому быть ей пожизненно обязанными.

При этом основное время жизни она уделяет себе, своему здоровью, красоте, внешнему виду, развитию, увлечениям (ценность Приза должна расти) и т.д, это для нее главное вдохновение. Домашние дела и бизнес для нее вторичны, поскольку ценность она сама, а не то, что она умеет делать.

Если у Хозяйки праздничный стол будет обильным и сытным, то у Приза всегда - эффектным и оригинальным, а то, что не всем хватило, это их трудности. Себя она подсознательно ставит на первое место, если все работали и устали, то сначала уделит время себе, а потом детям и мужу.

Лучше всего может проявится как модель, певица, артистка или представитель фирмы, организации, страны. Видит свою роль в качестве "украшении пространства", склонна к легкой праздной жизни. В отношениях с мужчинами активности не проявляет, ждет, когда ее «завоюют», а завоевав начнут удовлетворять ее потребности, чтобы удержать.

Вдохновительница (Муза). Женщина -Муза сама вдохновлена своим делом и умеет вдохновлять других. Она свободна и независима  от любых ограничений внешних и внутренних. Обычно это ученые, поэтессы, художницы, актрисы, представительницы мира искусства и т.д.

Вдохновительницы – волшебны, нереальны, не от мира сего, они кажутся не земными и благодаря этому исключительно значимыми. Ни о каком домашнем хозяйстве, семейных заботах или пути за мужем речь вообще не идет, как «космос» может уместится на кухне и варить борщ? Это просто невозможно.

Может возглавлять какую-то узко направленную сферу, но без управления людьми и обязательств перед кем быто ни было. Ее внутренняя свобода и устремленность в свое дело, часто приводят их к одиночеству. Обычно они не замужем и не стремятся замуж, поскольку это ограничивает их самовыражение.

При этом владеют магнетическим влиянием на мужчин, в их присутствии они все стремятся быть выше, благородней, стремятся к «великому», принимают неадекватные решения, сами не понимая причину этого. Когда она уходит, все приходят в себя, смотрят друг на друга с немым вопросом в глазах «что это было»?

Также есть и основные мужские роли, которые проявляются соответствующим образом поведения:

Заботливый (Хозяин), Управляющий (Воин), Праздный (Подарок) и Плутоватый (Авантюрист). В общем и целом, они похожи на женские роли, но имеют свои особенности.

Заботливый мужчина (Хозяин). Внешнее проявление сходно с проявлением Хозяйки, он строит, улучшает, развивает, максимально добротно и основательно обустраивает свою территорию. В зависимости от его уровня может проявляться в любой сфере, везде действуя основательно, хозяйственно и по-мужски заботливо. При этом стремится преумножить и добавить, из дома сделать виллу, из фирмы - корпорацию, из государства – империю.

Руководящий мужчина (Воин). Это человек устремленный в будущее и вовне, вождь, лидер, борец за свои идеалы. Дом и материальное для него скучно, и мало значимо, ему нужно идти и достигать, быть нужным людям. Также как и у женщины Воина, его интересы  за пределами домашнего очага.  При этом нужно понимать, что кроме побед, бывают и поражения, а значит нытье, ничего не делание и жалость к себе. Но это длится не долго, он наберётся сил и опять – в бой.

Праздный мужчина (Подарок). Мастер общения и коммуникации, душа любой компании, умеет развеселить, создать хорошее настроение, он всегда в центре внимания. Благодаря этому, очень привлекателен для женщин (как и женщина-Приз для мужчин).

Связав себя семейными узами, в домашней обстановке Подарок, быстро теряет всю свою «душевность» и привлекательность. Дом и домашние заботы для него скучны и мало интересны, его место самореализации - общество, и чем больше людей тем лучше.

Постоянно занят саморазвитием и увеличением своих знаний и умений, держит себя в форме, хорошо выглядит. В деловой сфере выступает «нужным» человеком, за счет умения коммуницировать и своей представительного вида.

Плутоватый мужчина (Авантюрист). Это человек который не может жить так как живут другие люди, ему нужен накал страстей и эмоций, необычные решения, быстрая и большая добыча. Авантюрист - умен, хитер, изворотлив, склонен к асоциальному поведению. Его привлекают большие деньги, поэтому реализуется в финансовой сфере, мошенничестве, бандитизме. Классический пример - галантный гангстер из голливудского фильма.

Рассматривая модели поведения в семье и обществе, нужно понимать, что наши роли не врожденные (к варнам отношения не имеют), а приобретённые, путем копирования и обучения. Поэтому каждый найдет в себе черты двух или нескольких типов.

Социально развитый человек, обычно не замыкается в рамках одной роли и способен, в зависимости от ситуации, вести себя по-разному. В течение жизни при смене обстоятельств мы всегда ведем себя иначе (включаем другую роль), но склонность к доминирующей роли всегда остается.

В зависимости от определяющего образа поведения – у людей различные взгляды на семейную жизнь, поведение в обществе и самореализацию, поэтому они воспринимают мир и ведут себя по-разному. Если нет дополнения, то семейная жизнь не складывается.

ПАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОЛЕЙ

Хозяин-Хозяйка. Для этой пары главное дом и их внутренняя жизнь, у них полное взаимопонимание у них общие цели и интересы. Внешний мир воспринимается прохладно, если это не их территория, то чужая, а значит враждебная, хаотичная и противостоящая их «дому-крепости». Часто такие люди склонны к накопительству и  погоне за материальными благами, обычно это один из  главных смыслов их жизни.

Хозяин-Воительница. Часто встречающаяся модель в современном «перевернутом» обществе. Это пара, где женщина добытчик и мотор, она активно действует вне семьи, а мужчина занят больше домашними делами. Такое положение результат разрушения традиции.

Да это не привычно, на самом деле для этой пары идеально, если понимать свою суть.  Каждый занят тем, что ему свойственно и близко, а значит оба счастливы.

Трудности возникают, когда под влиянием социума, мужчина Хозяин начинает стремится к карьере или развивать бизнес, не имея достаточного внутреннего стержня не может проявится, но при этом заставляет Воительницу заниматься несвойственными для нее домашними делами.

Тогда страдают оба, но если они найдут общий язык и смогут жить в соответствии со своим призванием, они образуют гармоничное сочетание.

Хозяин-Приз. Женщина-Приз будет самой большой драгоценностью в хозяйстве мужчины. В такой паре может быть только одно больное место - соотношение ценности Приза и размеров хозяйства.

Если хозяйство перестает соответствовать возросшей ценности Приза, тогда есть вероятность того, что Приз достанется другому Хозяину. Бывает и наоборот, в случае если хозяйство (имущество, фирма,) растет, а ценность Приза не повышается, Хозяин может найти  другой, более подходящий Приз.

В целом это непростое сочетание, где или мужчина будет находиться в роли постоянного завоевателя или женщина будет в состоянии вечной конкуренции.

Хозяин-Муза. Этот союз вообще крайне сложен, проблематичен и он по-сути мимолетный. Классическая ситуация – он известный бизнесмен, а она певица, актриса и т.д гастролирующая от Нью-Йорка до Сиднея. Если Муза вообще идет на какой-то союз, то это скорее всего она  возлюблена, а поэтому - пришла, порадовала и ушла или у нее сильные финансовые проблемы или закат карьеры.

Воин-Хозяйка. Это традиционный для общества общепринятый идеал. В этом виде отношений находится большинство пар. Он «воюет», добывает, приумножает, а ока прикрывает его тыл. Гармоничная, проверенная веками классика. При этом оба довольны и каждый на своем месте, главное чтобы Хозяйка не особо вовлекала Воина в домашние хлопоты и воспитание детей.

Воин-Воительница. Красивая мощная пара, каждый боевая единица, они единый тандем. Оба выходят в «поле» и заняты «войной». Бытовые проблемы - решаются походу и как «придётся».  Если их взгляды на жизнь совпадают, а еще лучше, если оба заняты совместным делом, то  эта пара ослепительна и прекрасна. Все хорошо будет до тех пор, пока один из партнеров не начнет терпеть поражения одно за другим. В таком случае и побежденный Воин не захочет становится Хозяином – его бросают.

Воин-Приз. Это тоже классическая ситуация рыцаря и дамы. Когда мужчина добивается и пытается завоевать «даму».  При этом всегда создается образ, что человек претендует на большее, нежели заслуживает. Именно о таких взаимоотношениях часто в народе говорят : "он (она) тебе не пара". Эта игра может длится достаточно долго, трудности возникают когда социально или финансово «выросший» Воин задумается о получении  более ценного Приза.

Воин-Муза. Такое взаимодействие мимолётно и о нем  можно говорить лишь условно. Обычно это некая короткая, импульсивная встреча (пару встреч). При этом она вдохновила его на «подвиг», и получила от этого свою радость, а он пошел его совершать и получил свою.

Подарок-Хозяйка. Обычно если ценность Подарка соответствует размеру хозяйства, тогда все в порядке. Хозяйка считает, что такой мужчина достоин ее заботы и будет с ним, если нет то нет.

Подарок-Воин. Воительница завоевывает свой Подарок и идет дальше, строить мир. Если при этом Подарок остается ценным и привлекательным, то союз продолжается. Если женщина ощущает в себе силы завоевать что-то лучшее, то у мужчины есть два пути: работать над повышением своей ценности или искать другую женщину.

Подарок-Приз. Обычно это яркие и непродолжительные отношения. Женщина-Приз всегда нуждается в том, чтобы ее завоевывали, в то время как как мужчина-Подарок не склонен к этому, он сам ждет активности партнера. Как следствие через некоторое время оба чувствуют бессмысленность ситуации, поэтому быстро расстаются.

Подарок-Муза. Такой союз практически невозможен. Подарок бездеятелен по сути, поэтому Музе попросту не получится его вдохновлять ни на что.

Авантюрист-Хозяйка. Мужчина этого типа всегда нуждается в убежище, месте где его примут после очередной «авантюры», надо же ему где-то спрятаться «зализывать раны». Поэтому это самый стойкий из всех возможных союзов Авантюриста. Но это тоже ненадолго, ведь вокруг целый мир, в котором еще много интересного. Как следствие Хозяйка обречена на все новое новое ожидание своего мужчины.

Авантюрист-Воительница. Такой союз возможен только как эпизод совместной борьбы за достижение чего-то. Но повода для дальнейших отношений нет ни у того, ни у другого.

Авантюрист-Приз. Тут возможны варианты Авантюрист попросту не станет завоевывать Приз, ибо это не для него, либо с легкостью покорит Приз и тут же его бросит. Зачем таскать с собой бездеятельное существо, а по сути лишний груз? В любом случае ничего не складывается.

Авантюрист-Муза. Это великая романтическая вспышка, всеохватывающая любовь – на пару дней. Мужчина, вдохновленный ею, совершит новые авантюры, она будет наслаждаться его победами, поскольку вдохновила его на них. При этом напряжение настолько велико что ведет к само разрушению, как следствие  срабатывает инстинкт самосохранения и пара расстаётся.

Образ поведения (социальная роль) – это результат врожденных склонностей, впечатанных образов, убеждений и наследуемых моделей, его можно и нужно менять, но склонность к нему всегда остается.

 Используя эту классификацию вам станет многое понятно в ваших отношения и поможет принять правильные решения о том как их строить и есть ли у них перспективы.

Родолад, ведическая психология и психология как таковая, накопили достаточное количество знаний чтобы помочь в решении любого жизненного вопроса, который перед вами стоит. А я с удовольствием продолжу делится ими с вами на своих вебинарах, тренингах и личных консультациях.

С любовью, Ладомира Старова.

Рекомендуем прочитать:

Славянский календарь